[MOTUR.RU ]
Главная » Статьи » Наши поездки » Спортивные мотопоходы

Отчет о спортивном мотопоходе 1-й категории сложности Иркутск-Малое Море Байкала

Захотел я официально связать свою жизнь с туризмом. Пошел на курсы инструкторов-проводников 2-й категории. Обучение состоит из 2-х частей: теория и практика. С теорией все понятно - ходи и учись, а вот с практикой сложнее. Курсы предлагают участие в пеших походах и водных. А мне гораздо ближе мототуризм и, соответственно, мотопоходы.

В Иркутской области Маршрутно Квалификационной Комиссии (МКК) по мототуризму нет. Ближайшие в Новосибирске и Барнауле. Оказалось, что в нашем регионе вообще с мототуризмом все плохо - никто не регистрирует свои поездки. Одни свободные райдеры. И закралась в мою голову мысль попытаться возродить мотоциклетное направление туризма.

Для этого нужно начать с себя. А именно официально зарегистрировать и пройти мото походы и, быть может, даже создать местную МКК по Иркутской области.

Разработал маршрут соответствующий 1-й категории сложности, разослал запрос в Новосибирскую и Барнаульскую МКК. Ответ пришел только от Барнаульского отделения. Виктор Михайлович Пантыкин, мастер спорта по мототуризму и  вице-президент Федерации спортивного туризма Алтайского края, помог правильно оформить необходимые бумаги и подписал Маршрутную Книжку, тем самым выпустил нас на маршрут.

Трогай!

День 1-й мотопохода

 Изначально собиралось 8 желающих. Потом кто-то отказался, кто-то присоединился. В итоге 30 апреля на место сбора явилось 7 мотоциклистов и 7 мотоциклов.

1. Я, Гостев Алексей на Suzuki DR250

2. Власов Алексей на Honda XR250

3. Протасов Андрей на Ekonika Sport 003

4. Протасова Наталья на Suzuki DF200

5. Степанов Юрий на Honda XR250

6. Прокофьев Андрей на Yamaha TDM850

7. Дмитрий Болдаков на Yamaha TTR250

После заправки баков, фотографирования и увязывания багажа колонной направились в Малое Голоустное.

В 35 км от Иркутска Наталья на DF200 стала заметно терять скорость, а потом и совсем остановилась. Двигатель заглох и отказывался заводиться.

Проверили бензин - течет, искру - бьет. Но не заводится. При открученной свече, заткнув пальцем свечное отверстие, обнаружили, что совсем нет компрессии. Стали искать причину.

Открутили крышку впускного клапана и нашли что коромысло сошло со своего места и впускной клапан оказался зажатым. В поле клапанную крышку снимать не стали и решили отправить мотоцикл обратно. Поймали попутный грузовичок, загрузили бедолагу DF200. Наталья поехала в кабине, а муж Андрей на оставшимся в живых Ekonik'е поехал ее сопровождать. Договорились, что мы поедем дальше, а они завтра нагонят нас.

Асфальт вскоре закончился и началась отличная, но пыльная грунтовка. Скорость ни капли не уменьшилась, так и шли 90-100 км/ч.

В Малом Голоустном дозаправились, перекусили чай с бутербродами и свернули на лесовозную дорогу до Бугульдейки.

Вещи, которые на асфальте были прикручены намертво, начали сползать и отваливаться. Но Дима всех выручил рулоном обычного скотча.

Отсутствие дождей было нам на руку. Глина почти везде застывшая, луж мало, грязи нет. Катились в свое удовольствие. Первые 15 км. Потом по обочинам стал попадаться нерастаявший снег, а дорога превратилась в скользкое и грязное месиво с колеями и лужами. Легкие мотоциклы такое бездорожье преодолевали легко и непринужденно по краям и сухим полосочкам, а вот тур-эндуро TDM850 постоянно стаскивало и он с энтузиазмом заваливался то на один бок, то на другой. Хорошо, что Андрей подготовился к грязи: поставил злую резину и основательно защитил мотоцикл по кругу крепким кенгурином. Поэтому падения никакого ущерба мотоциклу и пилоту не принесли.

Чуть позже, Андрей оценил тракторную тягу своего слоника на грязевой резине и стал болотины с лужами штурмовать напролом, по середине, погружаясь в мутную жижу по самое сидение. Ничто не в состоянии его остановить! Падения почти прекратились и мы ускорились. Можно было только догадываться каких усилий стоило Андрею управление ТДМ-мом, потому что кроме взмокшей шевелюры никаких признаков усталости видно не было.

Его верным помощником стал замыкающий группы Юрий на XR250. Юра постоянно помогал подымать и вытаскивать тяжелый ТДМ.

В общем дорога интересная и не очень сложная, но при условии что все друг-другу помогают.

Даже брод перед Куртуном прошли с первого раза. А после Куртуна дорога превратилась почти в шоссе. В прошлом году ее хорошо отгрейдеровали и убрали все неровности. Ехать одно удовольствие, особенно на закате дня. Солнце красным цветом освещало горы и скалы вдоль дороги. Пару раз просто останавливались чтобы посмотреть на эту красоту.

Была идея найти озеро Шаманка. В навигаторе у меня была точка. Даже дорога есть, но озеро где-то спряталось в лесу. Поднялись на горку. Вот оно - блестит среди деревьев. Стали искать подъезд. Повернули на одной развилке - уткнулись в болото, на другой - в речку. Третья тоже никуда не привела. Вечерело, и мы решили оставить поиски таинственного озера, чтобы не ехать по темноте. И не зря, так как из-за остановки на ремонт DF-ки и небольшой скорости TDM-ма в грязи, переход до Бугульдейки затянулся и в поселок мы въехали с последними лучами солнца.

Сама Бугульдейка встретила нас сильным прохладным и постоянным ветром. Одноименная река еще вся во льду, кроме небольшой струйки воды, журчащей у одного из берегов.

Так как это был первый день похода и вполне прогнозируемый, то мы заранее забронировали места на турбазе "Имение Заречное". А там нас уже ждали. Готовые номера, мыло, вода и горячий завтрак.

Не успели расположиться, как нас "настигли" Андрей с Натальей. Они очень быстро отвезли сломанный мотоцикл, перепаковали вещи, целый мотоцикл загрузили в автомобиль и рванули к нам по асфальту. Вот это тяга к приключениям! Теперь наша команда в полном составе. Что мы дружно и отметили в Заречном.

Итоги 1-го дня мотопохода

1. Необходимо серьезно подходить к поездке. Мотоцикл должен быть полностью исправлен и без посторонних неизвестных шумов. Хорошо, что DF-ка умерла на оживленной трассе, а вот если бы неприятность случилась на бездорожье до Бугульдейки, то вытаскивать пришлось бы его оттуда дольше и гораздо дороже.

2. TDM 850 - это великолепный мотоцикл. Что бы кто не говорил. Еще немного сноровки и Андрей на нем может носиться по бездорожью наравне с любой 250-кой. Мне ТДМ очень понравился.

3. Хорошо, когда после тяжелого дня ждет горячий ужин и теплый кров.

Дорога

Общий суточный пробег 180км (с учетом поиска озера)

Иркутск-М. Голоустное - 80км

Примерно 55 км отличного асфальта, 25 км отличного грейдера.

М.Голоустное - Бугульдейка - 80км

Классическая лесовозная дорога. Есть и гряз и лужи, брод, песчаные участки. В сухую погоду можно пройти на автомобиле типа Нива. УАЗ пройдет легко.

Питание, магазины, заправки

Кафе, магазин, заправка есть в Малом Голоустном.

В Бугульдейке есть магазины, турбазы. Заправки нет. Ближайшая заправка в Еланцах.

День 2-й мотопохода

Утро началось с поздравлений со всех сторон с пасхой и первомаем, особенно это комично звучало от местных бурят, которые как известно, буддисты.

Ну успели мы все проснуться и умыться, как в столовой уже был накрыт шикарный стол. Завтрак был превосходный. Вкусная каша, блины, мясо, колбаса и даже разукрашенные яйца.

Объевшись мы ползали как мухи и собирались в дальнейшую дорогу очень долго. Но, как бы то ни было, выехали. Теперь нас было 6 мотоциклов и один автомобиль под управлением Натальи. Скатались на старую пристань в Бугульдейке, посмотрели на Байкал, который был еще в остатках льда.

Потом вволю полазили по мраморному карьеру. И конечно фотографировались. Погода отличная, места замечательные и мы сытые - красота!

От Бугульдейки в Еланцы ведет ровный укатанный грейдер. На одном дыхании долетели до кафешки в Петрово. Там оставили машину под присмотром владельцев кафе "Наран", а Наталья вторым номером села к мужу Андрею. И мы поехали покорять Тажераны.

Покоряться степи не спешили и порвали цепь на Эконике. Хорошо у Андрея, который Протасов, нашелся запасной замок, смогли довольно быстро починиться.

Целью этого дня было найти как можно больше артефактов и интересных мест. Первым таким местом была бухта Крестовая. Дорога простая и ровная, то по лесу, то по степи. Много указателей, найти бухту проблемы не составило. Сама Крестовая была бы обычной, если бы не огромные валуны. Многотонные великаны разбросаны по берегу. Идеально гладкие. Откуда и зачем они здесь?

Нашли небольшой маяк. Пофотографировались и поехали дальше.

А там степь. Тажеранская степь. Поражает своей безграничностью и величием. Везде, куда хватает взгляда, гладкие ровные холмы и горы.

Дороги в Тажеранах не нужны. Можно носиться буквально с закрытыми глазами. Поверхность ровная и без ям. Мы и носились, изредка останавливаясь на очередной вершине, чтобы насладиться великолепным зрелищем. И опять вниз и на следующий холм.

Нашли карстовую воронку. Это большое ровное круглое углубление в земле с крутыми краями. В диаметре примерно 40 метров. Где-то там в глубине находится таинственная пещера с золотом китайских торговцев.

Искать ее мы не стали, нас ждали горячие мотоциклы и бесконечные дороги Тажеран.

В которых как оказалось очень просто потерять друг-друга.

Многочисленные холмы скрывают впадины, и маленький мотоцикл может спрятаться в какую-нибудь щелочку так, что и не найдешь.

Сначала потеряли меня, потом Юру. Можно часами кружить по холмам в поисках друг друга, а "потеряшка" неожиданно вырулит из очередной низины, совсем рядом.

Кричать, свистеть и сигналить в Тажеранах бессмысленно. Ветер мгновенно уносит любой звук и шумит в ушах так, что мало слышно. Чудом нашлись.

Следующей точкой посещения был утес Саган-Заба с наскальными рисунками.

К утесу нас вели  Наталья и Андрей, так как были уже там и хорошо знали дорогу, без них мы бы долго искали нужный заезд.

До самой воды ведет очень крутой спуск перегороженный в самом верху шлагбаумом, а чуть ниже огромным деревом.

Естественно нас это не остановило, и мы всей командой спустились в очень уютную и красивую бухту.

По всей видимости, в бухте часто ночуют рыбаки и туристы, так как лагерь хорошо обжит. есть большое костровище, места для палаток и даже стол со скамейками.

А на самом берегу, на отвесной скале, нас ждали те самые наскальные рисунки, которым более четырех тысяч лет. Правда, найти их не так-то просто из-за обилия следов наших современников. Рисунки изображали каких-то гусей, людей с рогами, оленей, но мы не специалисты и не смогли разгадать послание древних людей.

По палаткам разошлись далеко за полночь.

Как бы ни были уютны теплые турбазы, но живой костер, звездное небо и кашу приготовленную на костре, они не заменят. Отлично посидели и пообщались.

 

Итоги 2-го дня мотопохода

1. Инструмент и запчасти. Много запчастей не бывает. Нам повезло, у Андрея был запасной замок цепи. А не было бы - опять грузовик и домой. Инструмент желательно держать как можно ближе, чтобы не приходилось распаковываться при малейшей неисправности.

2. TDM 850 - это великолепный мотоцикл. Но тяжелый. Особенно это заметно при перетаскивании через бревно.

Зато как он прет по Тажеранам, это его стихия!

3. Хорошо, когда после тяжелого дня есть уютная бухта, горячий ужин, кружка коньяка и интересная компания.

Дорога

Суточный пробег 105км

Весь день катались по Тажеранским Степям. Дорог не нужно. Идеально ровная поверхность.

Ездить можно на любом транспорте, но осторожно, местами торчат очень острые камни.

Питание, магазины, заправки

Кафе есть в Петрово. В Крестовой турбаза. А ближайшая заправка и магазины в Еланцах.

 

День 3-й

План на день был не сложный: выбраться из бухты, заправиться и максимально приблизиться к поселку Зама или Онгурен.

Выехали на "поверхность" на удивление просто и легко. Даже слоник ТДМ сам влетел в горку.

Дружно перетащили мотоциклы через бревно и поехали заправляться в Черноруд. Это крайняя заправка, дальше бензин купить негде. Залили мотоциклы под завязку и имеющиеся канистры, так как нам в одну сторону ехать 150 км и обратно столько же.

Свернули с асфальта и понеслись по грейдеру. Справа Байкал, сверху яркое солнце, интересная дорога - элементы настоящего путешествия. Мигом долетели до Сармы, потом до Курмы. Перекусили там пирожками и свернули на дорогу в Заму.

Преодолели два нормальных таких брода, покатались по горкам, носились по лесным тропинкам. Насмотрелись на чистый ото льда Байкал. И неожиданно поняли, что день заканчивается и до Замы мы сегодня не успеем

Решили искать место для ночлега. Дима вырвался вперед и практически через 10 минут нашел отличное обустроенное место с костровищем и даже запасом дров. 

И снова звездное небо, костер и разговоры. 

Итоги 3-го дня мотопохода

1. Ничего не ломалось. Единственное стало понятно, что эндурик 250-ка исключительно для одного человека. Поэтому Наталью пересадили вторым номером на ТДМ. Откуда она наделала массу классных фоток мотоциклов в дороге.

2. TDM 850 - это великолепный мотоцикл. На нем комфортно передвигаться практически по любому твердому покрытию даже вдвоем и даже с солидным грузом. Но! ТДМ оказался довольно низкий и на большой скорости высокая вероятность удариться о камни, коих было много на дороге.

3. Хорошо, когда после тяжелого дня есть дружная команда, которая быстро разбивает лагерь, разжигает костер, готовит дрова.

Дорога

Суточный пробег 105км

Для легких эндуро с большим ходом подвески отличная и интересная дорога.

Китайской Эконике с жесткими амортизаторами пришлось тажелее. Пожалуй, это единственное отличие от японцев, во всем остальном никаких ограничений замечено не было.

Для легковых автомобилей дорога проходимая, но на очень низкой скорости из-за обилия ям и больших валунов. Броды глубокие, по седло мотоцикла, но дно ровное и проходятся просто.

Питание, магазины, заправки

Кафе и магазины есть в Сарме и Курме, заправок нет.

 

4-й день мотопохода

Проснувшись утром заметили, что берег Байкала весь затянут нанесенными за ночь льдинами.

Появился холодный настойчивый ветер. Позавтракали лапшой типа "Ролтон". На удивление получилось сытно и быстро. На 4-й день наконец-то начали тратить минимум времени на сборы, и часов в 11 были уже в дороге в сторону Замы. Только Дима собирается чуть дольше, но как только сядет в седло - его уже не догнать и не остановить, поэтому можно спокойно стартовать и быть спокойным - ТТР нас догонит.

В нескольких километрах от ночлега начался Прибайкальский Национальный Парк. Сначала мы узнали об этом из аншлагов, а потом дорогу перегородил шлагбаум. Это территория Онгуренского лесничества. Так как мотоциклы у нас не самые тихие, то нас услышали и пропустили, просто спросив на долго ли.

Но надолго по землям лесничества нам покататься было не суждено. На одном из ухабов ТДМ особо сильно присел и Андрей крайне неудачно и очень больно ударился большим пальцем левой ноги об острый торчащий камень.

Ударом порвало мотобот, а палец распух, стал большой и синий. Или ушиб или перелом. Обработали рану перекисью и перемотали бинтом.

Нога в мотобот уже не влезла, и на левую ногу одели легкие тапочки.

Дальше, естественно, мы не поехали. Нашей задачей было доставить пострадавшего как можно быстрее домой, в Иркутск. За руль ТДМ-ма сел Дима, Андрей сел сзади. На Димином ТТР-е поехала Наташа.

К чужому мотоциклу она привыкла довольно быстро и умчалась вперед, сама прошла все препятствия, в том числе и глубокие броды.

Темп задал Алексей на XR-ре. Если раньше мы притормаживали почти у каждого магазина или кафешки, то в этот раз остановились только за Еланцами в Петрово, в том самом кафе, у которого оставили автомобиль.

Перекусили, Эконику загрузили в машину, Андрея посадили пассажиром туда же, за руль села Наталья.

Андрею Протасову достался TTR. И мы помчались в Иркутск по асфальту через Баяндай.

Погода тем временем совершенно испортилась. Дул сильный и холодный ветер, постоянно пытался пойти дождик. Родные сообщали смс-ками, что к Иркутску идет шторм со снегом. Поэтому мы неслись без остановок, только в Баяндае согрелись чаем и поехали дальше.

В итоге в город добрались затемно, как раз вовремя. Иркутск встретил мокрыми дорогами, совсем недавно прошел дождь, мы проскочили мимо него. Вполне удачно получилось, так как замерзли очень сильно, и промокнуть нам было бы совершенно лишним.

Итоги дня 4-го

1. Ничего не ломалось, да и мы бы в сложившейся ситуации и не простили бы сломавшемуся.

2. TDM 850 - это великолепный мотоцикл. Но опять стоит отметить что низкий. Был бы выше, может и не задел бы Андрей тот злополучный камень. Зато как он дует по трассе!!! Мы шли под сотню, а Дима на ТДМ-е сделал нас как стоячих и через секунду исчез из поля зрения.

Дорога - 300км

80км уже пройденной вчера грунтовки до Черноруд и все остальное отличнейший асфальт, который серьезно стер внедорожную резину наших эндуриков.

Питание, магазины, заправки

Кафе, магазины, заправки встречаются постоянно. Традиционное место где кушают позы - Баяндай.

Итоги мотопохода 1-й категории сложности Иркутск-Малое Море Байкала

1. Необходимо отметить, что все поломки связанны исключительно из-за недостаточным техническим обслуживанием.

2. Почему я выделял в описании Yamaha TDM 850, потому что у легких эндуро есть много плюсов и один жирный минус - по трассе на них передвигаться скучно и медленно. Как вариант - привозить на место покатушек мотоцикл в прицепе или пересесть на что-то более универсальное. Именно этим универсалом и мог бы стать ТДМ. Поэтому и интересно было за ним наблюдать в различных дорожных условиях. И все бы хорошо, но маленький клиренс и большой вес делают его малопригодным в роли вседорожного мотоцикла. А жаль. ТДМ мне очень понравился.

Дорога

Общий пробег около 700 км, в зачет 600км

До Замы не доехали всего 25-30 км. Но было все:

Асфальт, грейдер, грунтовка, песок, колеи, грязь, болото, броды, камни, курумник, крутые спуски и подъемы, перетаскивание через бревна. Можно смело утверждать - поездка удалась, была насыщенной и интересной.

Все участники проявили себя опытными пилотами и людьми, готовыми помочь друг-другу, что очень важно.

Андрей Прокофьев и Дима настоящая душа компании. Интересные истории и шутки не утихали у костра и на протяжении всей поездки. У Димы еще есть свойство находит отличные места для ночлега.

Юра сверх надежный товарищ и всегда готов помочь. Например, когда Андрей на ТДМ-ме застрял в броде - все снимали видео, а Юра бросился в ледяную воду на подмогу другу. Всю дорогу я был спокоен, что никто не потеряется, потому что замыкающим шел Юра на XR-ре.

Алексей самый дисциплинированный мотоциклист. Особенно это проявилось на 4-й день, когда нужно было ехать долго и без остановок. Цель поставлена - цель достигнута. Он шел впереди и все на него равнялись. Иначе мы бы приехали гораздо позже.

А у супружеской пары Натальи и Андрея Протасовых самая большая тяга к приключениям. Не опустить руки после поломки DF-ки. Вдвоем засунуть 120-ти килограмовый мотоцикл в машину и рвануть к Байкалу на ночь глядя - это нужно быть конкретно отчаянными ).

Выражаю благодарность всем участникам и до новых поездок!

Категория: Спортивные мотопоходы | Добавил: aleksey_gostev558 (06.05.2016)
Просмотров: 1145 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
avatar
1
Да отлично просто сьездили))) Спасибо большое Алексею Гостеву за то что организовал этот мотопоход и что он очень ответственный человек.!!! respect
avatar
2
какой то наивняк сплошной и благоглупости.
еще бы отчет как ты от Баньки до Набрежной прокатился  выложил  - тот же уровень интересности и сложности, нэ?
avatar
0
3
может быть
а каким должен быть уровень интересности и сложности?
avatar